- о специально оборудованных учебных кабинетах: В детском саду оборудован логопедический кабинет, кабинет педагога-психолога, где проводятся индивидуальные коррекционные занятия и подгрупповые занятия с детьми с ОВЗ. В группах комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, где организована специальная речевая среда (речевые уголки).
- об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: не имеется
- о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: не имеется
- об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: не имеется
- о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: не имеется
- об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации: не имеется
- о специальных условиях питания: не имеется
- о специальных условиях охраны здоровья: не имеется
- о доступе к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: не имеется
- об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: не имеется
- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования: не имеется
Положение о группах комбинированной направленности
Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ 52
Паспорт доступности для инвалидов МБДОУ 52
Адаптированная образовательная программа для детей с НОДА
Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР
В детском саду функционируют 4 группы комбинированной направленности для детей с общим недоразвитием речи - 16 детей, 2 ребенка – инвалида. Дети в группу направляются на основании заключения городской ПМПК. Коррекционная образовательная деятельность для детей с ОВЗ построена в соответствии с адаптированными образовательными программами, которые разрабатываются индивидуально для каждого ребенка с учетом рекомендаций специалистов (пример АОП для детей с овз). Срок реализации АОП - 1-2 года (может корректироваться в зависимости от динамики развития ребенка).
Коррекционная работа направлена на:
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
- освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
- поддержку родителей детей с ОВЗ в их воспитании;
- обеспечения интеграции воспитательно-образовательной и здоровьеразвивающей деятельности, осуществляемой специалистами детского сада (учитель-логопед, воспитатели комбинированной группы, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра) с учетом специфики групп.
Работа по коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной направленности, ведется с учетом особенностей развития и специфических образовательных потребностей каждой категории детей.
Образовательная деятельность с детьми с ОНР осуществляется по программе коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда с учетом вариативная адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (с 4 до 7 лет) Н.В.Нищевой.
Образовательная деятельность с детьми с ЗПР осуществляется по программе коррекционно-развивающей работы педагога – психолога составленной с учетом программы В.Л.Шарохиной «Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя, старшая, подготовительные группы» авт. В.Л.Шарохина, Л.И.Катаева.
Цель коррекционной работы: проектирование и реализация модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи:
Создание оптимальных условий для коррекции отклонений и всестороннего развития детей, имеющих недостатки развития.
Обеспечение комплексного подхода к коррекции речевых, познавательных и эмоционально – волевых нарушений, тесного взаимодействия специалистов медицинского и психолого-педагогического профилей.
Оказание своевременной и наиболее адекватной потребностям и возможностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья диагностической, профилактической и коррекционно-развивающей помощи в условиях групп комбинированной направленности.
Предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, у детей с общим недоразвитием речи, задержкой психического развития.
Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение:
1. Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса.
2. Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями).
3. Разработка АОП (индивидуального маршрута) на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят специалисты ДОУ.
4. Составление сетки занятий и перспективного плана для детей, обучающихся по коррекционной программе.
5. Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время пребывания в ДОУ.
6. Реализация индивидуальной адаптированной программы.
7. Проведение промежуточной диагностики или анализ
8. Консультирование родителей
Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, других педагогов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций;
- вовлечение родителей в коррекционный процесс.
Для осуществления данных задач используются специфические виды деятельности:
- Проведение артикуляционной гимнастики.
- Проведение занятий, во время которых воспитатели проводят индивидуальную работу с детьми по рекомендациям учителя-логопеда, учителя-дефектолога.
- Еженедельное взаимодействие воспитателя, музыканта, руководителя по физической культуре, психолога, логопеда, в рамках одной темы, в течение которой нарабатывается определенный словарный запас и отрабатываются определенные грамматические категории.
- НОД по коррекции звукопроизношения проводятся логопедом, а так же воспитателями с учётом рекомендаций логопеда.
- Применение здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики, подвижных игр, динамической гимнастики, утренней гимнастики, точечные массажи, закаливание, комплексы упражнений по предупреждению плоскостопия, нарушения зрения.
- Проведение работы психологом по коррекции эмоционально-волевой сферы.
- Проведение логоритмики.
Важным условием организации коррекционно-развивающей работы в ДОУ с детьми с ОВЗ является создание соответствующей развивающей среды. Коррекционно-развивающая среда – это система влияний и условий формирования личности и возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственном предметном окружении. Следовательно, развивающая среда групп комбинированной направленности, кабинетов учителя-логопеда, педагога- психолога – совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка с ОВЗ в ДОУ. В нашем ДОУ такая среда создана, она постоянно пополняется, расширяется.
В детском саду оборудован логопедический кабинет, кабинет педагога-психолога, где проводятся индивидуальные коррекционные занятия и подгрупповые занятия. Четыре группы комбинированной направленности для детей с общим недоразвитием речи, где организована специальная речевая среда.
В ДОУ разработана система взаимодействия специалистов, сопровождающих образовательный процесс в группах комбинированной направленности.
Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции:
- диагностическую (определяют причину трудности с помощью комплексной диагностики);
- проектную (разрабатывают на основе принципа единства диагностики и коррекции адаптированную образовательную программу);
- сопровождающую (реализуют адаптированную образовательную программу);
- аналитическую (анализируют результаты реализации адаптированных образовательных программ).
Организационно - управленческой формой сопровождения является Психолого-педагогический консилиум ДОУ, который решает задачу взаимодействия специалистов.
Специалисты
|
Направления работы
|
Педагог - психолог |
Осуществляет диагностическую, коррекционно-развивающую и консультационную работу с детьми, родителями и сотрудниками. мышечного тонуса ребенка. |
Инструктор физического воспитания
|
Работает над развитием мелкой моторики детей, формирует у них правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, развивает у дошкольников координацию движений. Таким образом, данный специалист решает базовые задачи сохранения и укрепления общего физического здоровья дошкольников, обеспечивает формирование кинетической и кинестетической основы движения, создает необходимые условия для нормализации мышечного тонуса ребенка |
Музыкальный руководитель |
Развивает у детей музыкальный и речевой слух, обеспечивает развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи; формирует правильное фразовое дыхание; развивает силу и тембр голоса и т.д. |
Воспитатель
|
Проводит коррекционно-развивающую деятельность с детьми по заданиям учителя-логопеда индивидуально, с подгруппой. Закрепляет произношение поставленных учителем-логопедом звуков речи. Развивает связную речь детей, по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. |
Медсестра
|
Участвует в выяснении анамнеза ребенка; контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий |
ПМПк проводится три раза в год. В результате проведения ПМПк разрабатывается адаптированная образовательная программа и индивидуальный образовательный маршрут для каждого воспитанника с ОВЗ.
Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. На сайте МБДОУ размещается информация для родителей (законных представителей), имеется версия для слабовидящих.
Система инклюзивного образования в ДОУ ниже представлена в виде модели, которая показывает взаимосвязь всех структурных компонентов и направлена на достижение следующих задач:
- способствовать формированию толерантного отношения детей и взрослых к детям с ОВЗ;
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ посредством реализации АОП, учитывающих особые образовательные потребности детей;
-создать РППС с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и требованиями ФГОС ДО, в том числе создать универсальную безбарьерную среду;
- способствовать успешной социализации детей, в том числе детей с ОВЗ, посредством применения современных развивающих технологий, а также через включение в различные мероприятия разного уровнях (ДОУ, муниципальный, региональный, федеральный);
- организовать для детей, в том числе детей с ОВЗ, дополнительные образовательные услуги в ДОУ;
- повышать профессиональную компетентность педагогов в организации инклюзивного образования;
- обеспечить комплексную психолого-педагогическую помощь родителям детей (в том числе детей с ОВЗ) в вопросах развития, обучения, воспитания, социализации.