т. (39161) 6-36-52

МБДОУ "Детский сад" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно-речевому развитию детей

  

Применение Метода сенсорной интеграции в период адаптации детей к условиям ДОУ.

Каждый год в детский сад приходят малыши. Кто-то сразу находит себе друзей и с интересом включается в игры, а у кого-то адаптация к условиям детского сада проходит непросто. Педагог-психолог нашего детского сада Княжевская И.В. старается помочь каждому ребенку пройти этот этап как можно легче. На семинарах, мастер – классах, вебинарах по инклюзии педагог изучила "Метод сенсорной интеграции" (автор  Джин Айрес) и применяет в своей работе с детьми ОВЗ, а также с детьми раннего возраста.

Сенсорная интеграция – это восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое.  Цель сенсорно – интеграционных занятий – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы.

Суть в том, что у человека есть 7 систем восприятия: обоняние, вкус, зрение, слух, тактильная система, вестибулярная система и проприоцептивная система. Когда мозг правильно обрабатывает сенсорную информацию от этих систем, организм реагирует соответственно окружению. Обычно это происходит автоматически и без нашего контроля:

На сенсорном входе мы получаем информацию от сенсорных систем;

  1. Далее обрабатываем и оцениваем эту информацию, мозг подбирает вариант реакции;
  2. Происходит моторный или поведенческий выход – мы выдаем реакцию на поступивший сигнал.

Проще говоря, когда мы ходим по ступенькам, отличаем запах лимона и мыла, знаем, что обожжемся горячим чаем – наши системы восприятия работают адекватно. Если мозг обрабатывает сенсорную информацию неправильно, на одном из этапов, то происходит сбой и ребенок не может дать адекватную реакцию.

Стимуляция определенных сенсорных систем происходит в процессе игр и упражнений, в том числе с использованием специальных тренажеров. Собрана целая картотека таких игр, по мере приобретения тренажеров картотека упражнений пополняется. Деятельность начинается с простых упражнений для  стимуляции тактильных и вестибулярных ощущений, которые проводятся 2-3 раза в неделю, постепенно переходят к ежедневному проведению в любом удобном режимном моменте. Тренировка нарушенных функций строго дозируется и четко простраивается в соответствии с авторскими рекомендациями проведения игр и упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Ирина Валентиновна провела консультации по использованию данного метода не только для воспитателей ДОУ, но и оформила и систематизировала информационный материал для родителей

Родителям предложены анкеты, опросники и чек-листы для определения проблемных моментов у ребенка, а также игры и упражнения на каждую группу нарушений сенсорной интеграции. 

Таким образом, включение Метода сенсорной интеграции в образовательную деятельность способствует успешной адаптации воспитанников к условиям детского сада.

У детей:

  • появился аппетит;
  • улучшились настроение и сон;
  • дети стали более общительными, открытыми для контакта;
  • стали принимать участие в играх и занятиях;
  • снизилась тревожность;
  • при расставании с родителями стали более спокойными;
  • появилась и стала более разборчивой речь.

Своим опытом Ирина Валентиновна поделилась с коллегами на региональной конференции. Материал вызвал большой интерес коллег, получил положительную оценку и опубликован в сборнике материалов конференции.

Статья "Взаимодействие воспитателя и педагога – психолога в применении метода сенсорной интеграции в период адаптации детей раннего возраста" 

Презентация "Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога" 

Мастер-класс "Применение метода сенсорной интеграции в период адаптации детей раннего возраста" 

Картотека игр и упражнений

Упражнения для стимуляции сенсорных систем (видео)

Диагностический материал для работы педагога-психолога по сенсорной интеграции

 

 

 __________________________________________________________________________________

 Методические разработки педагогов ДОУ по различным направлениям Программы