Применение Метода сенсорной интеграции в период адаптации детей к условиям ДОУ.
Каждый год в детский сад приходят малыши. Кто-то сразу находит себе друзей и с интересом включается в игры, а у кого-то адаптация к условиям детского сада проходит непросто. Педагог-психолог нашего детского сада Княжевская И.В. старается помочь каждому ребенку пройти этот этап как можно легче. На семинарах, мастер – классах, вебинарах по инклюзии педагог изучила "Метод сенсорной интеграции" (автор Джин Айрес) и применяет в своей работе с детьми ОВЗ, а также с детьми раннего возраста.
Сенсорная интеграция – это восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое. Цель сенсорно – интеграционных занятий – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы.
Суть в том, что у человека есть 7 систем восприятия: обоняние, вкус, зрение, слух, тактильная система, вестибулярная система и проприоцептивная система. Когда мозг правильно обрабатывает сенсорную информацию от этих систем, организм реагирует соответственно окружению. Обычно это происходит автоматически и без нашего контроля:
На сенсорном входе мы получаем информацию от сенсорных систем;
Проще говоря, когда мы ходим по ступенькам, отличаем запах лимона и мыла, знаем, что обожжемся горячим чаем – наши системы восприятия работают адекватно. Если мозг обрабатывает сенсорную информацию неправильно, на одном из этапов, то происходит сбой и ребенок не может дать адекватную реакцию.
Стимуляция определенных сенсорных систем происходит в процессе игр и упражнений, в том числе с использованием специальных тренажеров. Собрана целая картотека таких игр, по мере приобретения тренажеров картотека упражнений пополняется. Деятельность начинается с простых упражнений для стимуляции тактильных и вестибулярных ощущений, которые проводятся 2-3 раза в неделю, постепенно переходят к ежедневному проведению в любом удобном режимном моменте. Тренировка нарушенных функций строго дозируется и четко простраивается в соответствии с авторскими рекомендациями проведения игр и упражнений.
Ирина Валентиновна провела консультации по использованию данного метода не только для воспитателей ДОУ, но и оформила и систематизировала информационный материал для родителей.
Родителям предложены анкеты, опросники и чек-листы для определения проблемных моментов у ребенка, а также игры и упражнения на каждую группу нарушений сенсорной интеграции.
Таким образом, включение Метода сенсорной интеграции в образовательную деятельность способствует успешной адаптации воспитанников к условиям детского сада.
У детей:
Своим опытом Ирина Валентиновна поделилась с коллегами на региональной конференции. Материал вызвал большой интерес коллег, получил положительную оценку и опубликован в сборнике материалов конференции.
Презентация "Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога"
Мастер-класс "Применение метода сенсорной интеграции в период адаптации детей раннего возраста"
Упражнения для стимуляции сенсорных систем (видео)
Диагностический материал для работы педагога-психолога по сенсорной интеграции
__________________________________________________________________________________
Методические разработки педагогов ДОУ по различным направлениям Программы